«Логопедический карточки»
Для комплектов «Звуки Р и Рь», «Звуки Л и Ль», «Звуки С и Ш»
«Алфавит»
Играет 1 ребёнок. Карточки рассматриваются как односторонние.
Ребёнку предлагается выложить все карточки в алфавитном порядке.
Упрощённый вариант: карточки, начинающиеся на одну букву, накладываются друг на друга.
Усложнённый вариант: все карточки выкладываются в единую цепочку (при этом учитываются вторые, а если необходимо, то и третьи буквы в словах).
На первых порах алфавит следует держать перед глазами ребёнка. В дальнейшем стоит опираться только на память.
Эта игра закрепит знание алфавита, разовьёт умение ориентироваться на плоскости стола (хорошо, если ребёнок будет играть не молча, а станет пользоваться словами выше, ниже, левее, правее, между), даст ребёнку представление о таком варианте систематизации, как алфавитный порядок. После того, как цепочка составлена, взрослый должен проверить её правильность, и не указывать сразу неверно выложенную карточку, а предложить ребёнку самому найти ошибку, например, в первой строке.
«Чехарда слогов»
Играют 2—3 человека.
Первый вариант. Карточки делятся поровну между игроками, а затем выкладываются каждым игроком в цепочку по принципу: односложное слово – двухсложное слово – трёхсложное слово – односложное слово и т. д. Каждый игрок держит свои карточки в руках, и в поисках нужного слова просматривает каждую очередную карточку с обеих сторон. В случае, если такового на ней не находится, карточка подкладывается в конец.
Выигрывает тот, чья цепочка оказалась длиннее (при этом необходимо проверить правильность цепочек, т. е. верное чередование количества слогов, для этого игроки могут либо проверить цепочки друг друга, либо привлечь взрослого).
Второй вариант. Можно выкладывать и общую цепочку, медленно вслух проговаривая слова по слогам. В этом случае ходы делаются по очереди, просматривается с двух сторон только одна очередная карточка, за неимением нужного слова игрок пропускает ход, а выигрывает тот, у кого на руках осталось меньше карточек.
«Супер-память»
Играют 1—5 человек.
Каждому игроку выдаётся по три карточки. В течении минуты игроки получают возможность перевернуть их и запомнить, что изображено на обратной стороне каждой. После чего начинается: каждый игрок по очереди должен громко назвать изображение на обороте и только затем перевернуть карточку. Затем игрокам выдаётся ещё по одной карточке и всё повторяется сначала. Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся все карточки.
Мы предлагаем не выявлять в этой игре победителей, так как неправильный ответ и без того всем очевиден. Напротив, следует сказать, что в этой игре нет проигравших, так как она невероятно развивает память и воображение. Ребёнку надо объяснить, что для того, чтобы запомнить не просто ряд предметов на обороте, а чётко соотнести два изображения на обеих сторонах карточки, он должен построить между ними любую ассоциацию. Например:
КАРТОШКА — ШКОЛА
В школе есть подвал, в котором хранится картошка.
На обед в школе каждый день дают одну картошку.
На уроке биологии в школе рассматривают картошку под микроскопом.
На уроке рисования в школе рисуют натюрморт с картошкой.
Осенью всех учеников возят на поля помогать убирать картошку. И т. д.
ТЕЛЬНЯШКА — ШАХМАТЫ
На шахматном турнире главным призом стала тельняшка.
Лучшему матросу корабля капитан вручил шахматы.
Матросы всегда играют в шахматы, когда есть свободное время.
Матросы никогда не берут в плаванье шахматы, потому что при качке они падают и рассыпаются. И т. д.
Насколько бы странной ни была ассоциация, она прочно фиксируется памятью. Этот навык впоследствии неоднократно пригодится ребёнку.
Для комплекта «Учимся различать звуки»
«В начале, в середине или в конце?»
Играет 1 ребёнок. Карточки рассматриваются как односторонние.
Предложите ребёнку разложить все карточки на три стопки: в первую складывать слова, в которых звуки, отличающие пару слов, слышатся в самом начале (рот — йод), во вторую — в середине (лук — люк), в третью — в конце (ел — ель).
«Расставь ударения»
Играет 1 ребёнок. Карточки рассматриваются как односторонние.
Предложите ребёнку разложить карточки на 2 стопки таким образом, чтобы в первую попали все слова с ударением на первом слоге, а во вторую — на втором (независимо от количества слогов в словах), и найти лишнюю карточку (слова с ударением на третий слог).
Поскольку в одну стопку будут попадать с разным количеством слогов, это заставит ребёнка повысить уровень внимания, а также максимально чётко проговаривать слова.
«Цепочки слов»
Играют 1—2 ребёнка. Карточки рассматриваются как односторонние.
Карточки делятся поровну между игроками, а затем выкладываются каждым игроком в свою цепочку по принципу домино: каждая следующая карточка должна начинаться на букву, на которую закончилась предыдущая. В случае отсутствия карточек на нужную букву, цепочку можно перестраивать. Выигрывает тот, чья цепочка оказалась длиннее. В том случае, если слово оканчивается на букву А, можно рассматривать предыдущую букву.
«Карточки для умного развития»
Для комплектов 0+
«Живое-неживое»
Смешайте карточки из комплектов «Дикие животные», «Домашние животные», «Мой дом» и просите ребёнка разложить карточки на две группы: «Живое» и «Неживое».
«Угадай и покажи»
В игре используйте карточки из наборов «Домашние животные», «Дикие животные», «Мой дом». Взяв наугад любую карточку, изобразите животное или предмет жестами. После того, как ребёнок угадает, он берёт из набора следующую карточку и показывает жестами то, что изображено на ней.
«Пары»
В игре используйте комплекты карточек «Овощи, фрукты, ягоды», «Мой дом». Заранее отберите карточки с предметами, которые есть в вашем доме. Предложите малышу образовать пары «Карточка — реальный предмет».
«Список покупок»
Перед походом в магазин предложите ребёнку составить список покупок с помощью карточек из набора «Овощи, фрукты, ягоды». Называйте, какие овощи, фрукты или ягоды необходимо купить, а ребёнок будет отбирать карточки.
«На одну букву»
В игре можно использовать карточки из любых комплектов: «Дикие животные», «Домашние животные», «Овощи, фрукты, ягоды», «Мой дом». Назовите букву, а ребёнок будет искать все карточки с названиями на эту букву. Например, на букву К ребёнок может отобрать карточки: корова, кролик, канарейка, крокодил, кенгуру, коала, кабачок, капуста, картофель, кукуруза, клубника, киви, книга, кровать, ключ, кастрюля.
Для комплектов 2+
«Буквы разные писать»
Используйте в игре карточки «Учим буквы». Выберите наугад любую букву и напишите её пальцем на спине ребёнка. Ребёнок, догадавшись, называет эту букву и берёт следующую карточку.
«Две буквы»
Используйте в игре карточки «Учим буквы». В эту игру интереснее будет играть группе детей, тогда в ней появляется элемент состязания. Ведущий кладёт любые две буквы, а игроки составляют слово, в котором есть обе эти буквы. Первый составивший слово, забирает карточки себе.
«Рассказ по кругу»
Игра для группы детей.
Используйте в игре карточки «Учим буквы» и «Учимся сравнивать». Дети садятся кружком. В центр круга кладутся две стопки карточек. Первый игрок берёт наугад карточку и составляет предложение, используя слово (изображение) на карточке. Второй игрок берёт карточку из другой стопки и продолжает рассказ своим предложением. Таким образом карточки из двух стопок перемежаются и игра продолжается по кругу. Чем фантастичнее будет рассказ, тем смешнее он получится.
«Геометрия в картинках»
Используйте карточки из набора «Цвета и формы», отмеченные кружком зелёного цвета. Предложите ребёнку выбрать понравившуюся картинку. Вырежьте необходимое количество геометрических фигур и попросите составить из них изображение такое же, как и на карточке. Фигуры можно приклеить на лист бумаги, получится геометрическая аппликация.
«Быстрый счёт»
Используйте в игре карточки из набора «Счёт», отмеченные кружком зелёного цвета. Раздайте по одной карточке игрокам и попросите сосчитать изображения каждого вида. Игрок, верно назвавший три числа первым, получает жетон (пуговицу, наклейку и т. п.). Победителем становится тот, кто наберёт больше всего жетонов за игру.
«Истории наоборот»
Используйте в игре карточки с разноцветными рамками из набора «Учимся сравнивать». Отберите парные карточки по числу игроков и раздайте детям по одной карточке. Попросите каждого игрока найти пару для своей карточки у другого игрока и составить вместе рассказ. Один придумает рассказ по своей карточке. А второй расскажет историю наоборот.